Алексей, помимо всего прочего, я не упускал из виду проблему возвращения, и именно на примере николаевских. Хотелось ещё раз, насколько было возможно, проверить свои взгляды. Ясно, что чем на большую статистику опираются выводы, тем более на них возможно полагаться. Однако статистика невелика, но один пример есть вопиющий.
В качестве наставника для молодых брал голубя у Паршикова Валеры. Голубь этот у него прошлый год стойко летал дольше всех и выше всех, хотя голубь случайный, из другого хозяйства. От него и от голубки Левченко Николая была получена пара птенцов, одна из немногих первого вывода. Голубку угнали хищи, а голубь один довёл птенцов. Обганивал его без голубки. К хозяину он не вернулся, хотя по прямой не более 1км. Летал как все, не отличаясь в лучшую сторону. Вернул его хозяину, мне не понравилось, что он не улетел. Было интересно как поведёт себя дальше. У хозяина стал опять проявлять себя с лётной стороны, ко мне возвращаться и не думал. Вот такую он приживчивость обнаружил. Его птенец в лёт пошёл сразу и на первом подъёме унесло сильным ветром. Вечером вернулся. Следом отдаю Валере. Он живёт в противоположной стороне, от той куда сносило голубёнка. На следующий день уезжал в Пензу, но по возвращению обнаружил голубёнка дома, т.к. после ночёвки Валера его выпустил. Стал поднимать его младшего одногнёздка. Ребята свидетели даже зароптали на меня, что несмышлёныша совсем в ветер погнал. Сильный подъём и снос, к вечеру возвращение. Хищник поймал его или на втором или на третьем подъёме. Воспитывал их по своей методе. Насколько она сказалась - судить строго нельзя, не та статистика.
Теперь растёт "экспериментальный"(надеюсь что выживет. хотя ещё в гнезде) голубёнок под белыми пензенскими, жаль только, что гнездо не на полу. Взял его одно-двух дневным из под николаевских голубей, которых хозяин считает "тупыми"(именно поэтому я его и взял), которые заход в вольер долго не могли освоить, а отец этого птенца, перелетев через кусты речушки, не вернулся. Голубя поймали мои соседи и я уже вернул его хозяину. Сожаление по поводу гнезда не на полу потому, что голубят я стараюсь периодически забирать из гнезда, вынуждая их возвращаться туда, и постепенно прибавляю расстояние. Добиваюсь формирования рефлекса возвращения как такового, безотносительно к полёту. Потом выталкиваю голубят в вольер или на крышу. Пока они пугаются неизведанной обстановки, то сразу стараются забежать, и так пока не привыкнут. Я это ребятам демонстрировал. У меня разлетелись(пропали) несколько старых гонных Левченко Николая, но пойманными моими голубятами, к которым эту методику применил, ещё никто не "похвастался". Условный рефлекс возвращения, изначально в такой его форме, необходим для его превращения в рефлекс возвращения уже из полётов, но он недостаточен сам по себе. Это превращение должно ещё состоятся от первых проигров полёта. Более того, устойчивый вертикальный полёт противоречит способности и мастерству возвращения. Возвращение из такого полёта, это почти пародия на возвращение в обычном смысле. Не всё так гладко.
Голубедром немало наблюдений подкинул и жалеть о затее не приходится.