Перейти к содержимому



Фотография

Теория и практика механизма пространственной ориентации голубей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 nikola

nikola

    Пользователь

  • Пользователи
  • 14 сообщений

Отправлено 08 Июль 2016 - 19:01

Алексей, помимо всего прочего, я не упускал из виду проблему возвращения, и именно на примере николаевских.  Хотелось ещё раз, насколько было возможно, проверить свои взгляды. Ясно, что чем на большую статистику опираются выводы, тем более на них возможно полагаться. Однако статистика невелика, но один пример есть  вопиющий. 

В качестве наставника для молодых брал голубя у Паршикова Валеры. Голубь этот  у него прошлый год стойко летал дольше всех и выше всех, хотя голубь случайный, из другого хозяйства. От него и от голубки Левченко Николая была получена пара птенцов, одна из немногих первого вывода. Голубку угнали хищи, а голубь один  довёл птенцов. Обганивал его без голубки. К хозяину он не вернулся, хотя по прямой не более 1км. Летал  как все, не отличаясь в лучшую сторону. Вернул его хозяину, мне не понравилось, что он не улетел. Было интересно как поведёт себя дальше. У хозяина стал опять проявлять себя с лётной стороны,  ко мне возвращаться и не думал. Вот такую он приживчивость обнаружил. Его птенец  в лёт пошёл сразу и на первом подъёме унесло сильным ветром. Вечером вернулся. Следом отдаю Валере. Он живёт в противоположной стороне, от той куда сносило голубёнка. На следующий день уезжал в Пензу, но по возвращению обнаружил голубёнка дома, т.к. после ночёвки Валера его выпустил. Стал поднимать его младшего одногнёздка. Ребята свидетели даже зароптали на меня, что несмышлёныша совсем в ветер погнал. Сильный подъём и снос, к вечеру возвращение. Хищник поймал его или на втором или на третьем подъёме. Воспитывал их по своей методе. Насколько она сказалась - судить строго нельзя, не та статистика.

Теперь растёт "экспериментальный"(надеюсь что выживет. хотя ещё в гнезде) голубёнок под белыми пензенскими, жаль только, что гнездо не на полу. Взял его одно-двух дневным из под николаевских голубей, которых хозяин считает "тупыми"(именно поэтому я его и взял), которые заход в вольер долго не могли освоить, а отец этого птенца, перелетев через кусты речушки, не вернулся. Голубя поймали мои соседи и я уже вернул его хозяину. Сожаление по поводу гнезда не на полу потому, что голубят я стараюсь периодически забирать из гнезда, вынуждая их возвращаться туда, и постепенно прибавляю расстояние. Добиваюсь формирования рефлекса возвращения как такового, безотносительно к полёту. Потом выталкиваю голубят в вольер или на крышу. Пока они пугаются неизведанной обстановки, то сразу стараются забежать, и так пока не привыкнут. Я это ребятам демонстрировал. У меня разлетелись(пропали) несколько старых гонных Левченко Николая, но пойманными моими голубятами, к которым эту методику применил, ещё никто не "похвастался". Условный рефлекс возвращения, изначально в такой его  форме, необходим для его превращения в рефлекс возвращения уже из полётов, но он недостаточен сам по себе. Это превращение должно ещё состоятся от первых проигров полёта. Более того, устойчивый вертикальный полёт противоречит способности и мастерству возвращения. Возвращение из такого полёта, это почти пародия на возвращение в обычном смысле. Не всё так гладко. 

Голубедром немало наблюдений подкинул и жалеть о затее не приходится.


  • 0

#2 Алексей Богданов

Алексей Богданов

    Администратор

  • Администраторы
  • 337 сообщений
  • Городг.Темрюк

Отправлено 11 Июль 2016 - 11:00

Николай, приветствую.

Но как быть с теми голубятами николаевских, которым никто не пытается развить способность к возвращению?

У меня в этом сезоне потерялось  двое, остальные возвращаются в тот же день, либо на следующий.

Недавно звонит товарищ  - "смотрю сидят несколько штук, явно твои..." по его словам вели они себя по разному, один сразу же сорвался и взял направление домой, мы ещё не поговорили, а посадку этого решительного уже я наблюдал, другие с разной степенью стремления домой срывались и к вечеру все пришли, расстояние 1-1,5  км.

Отдал двоих, уже полетавших, Трегубенко Александру  через неделю они от него улетели, правда дома не нашли, один вернулся в его голубятню,  второй нашёл другое пристанище.

Я полагаю, что разница в степени стремления к дому между николаевскими 60-70-х годов(удержать можно было, но гораздо труднее чем сейчас) и современными, в отсутствии практики высоких и долгих полётов...

И ещё, моё голубеводство в этом веке возродилось благодаря случаю. Я на МПГ об этом писал, зимой обнаружил выбившегося из сил николаевского, отогрел, откормил и когда он выздоровел и стал искать возможность выбраться из клетки, я его выпустил и  по его полёту было понятно, что он знает куда нужно лететь.


Алексей Богданов.
 


#3 nikola

nikola

    Пользователь

  • Пользователи
  • 14 сообщений

Отправлено 11 Июль 2016 - 13:25

Алексей, здравствуйте.

Но как быть с теми голубятами николаевских, которым никто не пытается развить способность к возвращению?

 

Так тоже бывает, когда реальные условия не способствуют выработке рефлекса возвращения. Чуть ниже опишу что под этим подразумеваю. Так вот, таким голубятам предстоит попутаться и самим определиться. Мне приходилось наблюдать, как городские сизарята(!) пытались прижиться в моей голубятне, причём приходилось их настойчиво выпроваживать. Ситуация подобна той, что стихийное, часто жестокое, воспитание улицы, имеющее свой естественный отсев, в остатке даёт приспособленное к жизни сообщество, не в пример лучшее, нежели напичканное "благими" идеями, а на поверку полными абсурда. Если мы сами не участвуем целенаправленно в воспитании рефлекса возвращения, то из этого не следует, что нет естественного механизма его выработки. Так же естественно, что и этот механизм не всегда срабатывает, вопреки всем случайным обстоятельствам. Голуби,вызывающие прозревших птенцов из гнезда для кормления -это первый урок для выработки возвращения. в это время голуби ещё согревают птенцов насиживанием. Тот, кто не вернулся, обречён замёрзнуть. Тот кто вернулся - получил первый урок. Желание поесть гонит из гнезда на зов родителей, желание согреться гонит обратно. Отдаление от гнезда при кормлении, с заступом на чужую территорию, натыкается на наказание от соседей. Не усвоивших возвращение могут забить, быстро усвоившие спасаются от травм и боли. Следующий шаг - возвращение при проиграх полёта. Здесь окончательное закрепление стремления к возвращению. Всё новое пугает, хоть и интересует. Всё знакомое проверено на большую безопасность.

Но рефлекс возвращение - это всего лишь причина возвращения. Именно этот пункт считаю своим маленьким открытием. Эта причина, однажды начав действовать, только получает своё подкрепление в случае удачной практики. Такая долго неудающаяся практика приведёт к скорой гибели, более скорой, чем у осёдлых собратьев. Вовсе не случайность, что вид  обрёл  жизнеспособность вместе с осёдлостью. Это его форма жизнеспособности.

Наличие побуждающей причины возвращения не есть ещё "всё и вся". Нельзя скидывать наследственную способность к возвращению = способность совершать горизонтальный полёт с меньшими энергозатратами (здесь и само здоровье и особенность полёта, стиль прежде всего). Эта способность такая же необходимая составляющая возвращения. С вертикального полёта и камень может возвратиться.

Далее вступает в действие тренированная память и мастерство. Это то как раз, о чём Вы заметили.

"Я полагаю, что разница в степени стремления к дому между николаевскими 60-70-х годов(удержать можно было, но гораздо труднее чем сейчас) и современными, в отсутствии практики высоких и долгих полётов".

 

Только эти продолжительные полёты  для возвращения  действенны более в той мере, в какой голубям приходилось отдаляться от дома во время этих полётов, и случайно или нет находить дом.

И наконец то, что можно назвать "с судьбою пререканьем", аналог или подобие силы воли.

Это вкратце.


  • 0

#4 Алексей Богданов

Алексей Богданов

    Администратор

  • Администраторы
  • 337 сообщений
  • Городг.Темрюк

Отправлено 13 Июль 2016 - 09:35

Николай, приветствую.

Конечно тепличные условия, когда ежедневно чистят пол голубятни, моют кормушки и поилки с хлоркой и т.д. сводят к минимуму возможность голубей "пререкаться с судьбой", поэтому у меня условия почти спартанские, правда поилки промываю и сушу ежедневно:-)

Ну и ещё на мой взгляд влияет на возвращаемость возможно всё-таки присутствующая у животных и птиц какая-то крупица интеллекта, давно наблюдаю способность у молодёжи быстро найти вход в голубятню(он, с их точки зрения не простой:-) так вот - есть те, кто без лишних движений сразу на прилётном каркасе, а некоторые даже остаются голодными, предпринимая многократные попытки слететь, хотя буквально вчера этот манёвр ими выполнялся. И что характерно, больше всего "малоинтеллектуальных" - белые.


Алексей Богданов.
 


#5 nikola

nikola

    Пользователь

  • Пользователи
  • 14 сообщений

Отправлено 13 Июль 2016 - 14:38

Алексей, здравствуйте. С долей интеллекта легко и охотно с вами соглашусь, это "вода на мою мельницу". Согласен и с тем, что этот интеллект, или его отсутствие, легко обнаруживается при поиске входа в голубятню. Я Вам уже писал, что взял на воспитание голубёнка от "тупых" родителей, которые у хозяина никак не могли освоить заход в вольер, хотя их с выходом знакомили(белых среди них нет, как нет их у него вообще). Ильенков в статье "Откуда берётся ум" как раз доказывает, что поисково-ориентировочная деятельность - это тот "локомотив", который пробуждает к жизни сначала психику, а затем и интеллект. Иными словами, развитие интеллекта невозможно без развития поисково-ориентировочной деятельности. Условный рефлекс возвращения у голубят - это как раз и есть часть и этап такой деятельности. Если не подмечено врождённого интеллекта у людских детей, то с чего бы его предполагать у птенцов?

Буквально вчера снова и снова разбирал вопрос, а сегодня чуть дополнил применительно к нами рассматриваемой ситуации.

 

Домашние голубята последовательно встречаются в своём развитии с двумя различными пространствами.

1.Замкнутое пространство питомника, включая и сетчатый вольер.

2.Пространство за питомником, открытое для свободного полёта.

Поисково-ориентировочный механизм начинает формироваться уже в первом пространстве, здесь же зарождается и начинает развиваться условный рефлекс возвращения – сначала в гнездо, а потом и на свободное или отвоёванное место. Второй точкой(точкой стремления) может быть место кормовой площадки или то, куда заведёт исследовательский рефлекс или немотивированный залёт. В силу ограниченности пространства, изучение его упрощено и возвращение не вызывает проблем, передвижение не зависит от метеоусловий и зависит от инстинкта самосохранения не иначе, как только через выяснения отношений с сородичами по виду. Кормление не сопряжёно с поиском, с усилиями и прочими рисками.

Во второе, открытое, пространство голубята поступают с первоначальной подготовкой, как-то полученной в первом пространстве. В этом пространстве они оказываются либо увлекаемые исследовательским рефлексом, либо вынуждаемые на выход, выталкиваемые, проще говоря.

Связь этих двух пространств обнаруживается и может осуществляться лишь через выходные проёмы, и этой связи предстоит запечатлеться у голубят. Без этой связи он окажется дезориентирован в общем пространстве. Новое, второе, пространство предстоит освоить, но начало освоения можно считать успешным, если первое пространство освоено и обжито, и упомянутая связь отразится в восприятии. Без этого невозможно возвращение в первое пространство иначе, как только через рефлекс подражания голубям, которые эту связь уже усвоили и пользуются ей. Сложившийся рефлекс возвращения характерен тем, что работает он в зоне прямой видимости и доступности, и передвижение поэтому чаще всего получается спрямленным, без обхождения преград. Поэтому, голубёнок оказавшийся за сетчатым вольером и имеющий в поле зрения проём в голубятню, не пытается искать правильный, но более извилистый путь, а стремится попасть кратчайшим видимым путём, невзирая на сетчатое препятствие. Его интеллект, если так можно выразиться, ещё "прямолинейный", самый примитивный. Если таким голубятам выставлять на привычном пути к привычной кормушке сначала небольшие сетчатые препятствия, а потом более большие и сложные, то голубёнок проблему с заходом обязательно будет решать через активный поиск, а не дожидаться, когда сетка исчезнет с пути. Только этим надо заниматься и в этом загвоздка. Вы можете мне возразить, что ведь никого специально не тренировали. Это скорее всего так, но это не значит , что все были в одинаковом положении. Кого-то увлёк исследовательский рефлекс, и они спокойно "изучили" и запомнили ситуацию, кто-то в испуге выскочил, а это уже другой случай. Теперь память. Одному голубёнку, его специфические условия, уже дали лучшую возможность для её тренировки, другому не повезло в этом отношении и у него более "низкий старт" к моменту выхода.


  • 0

#6 Гость_никола_*

Гость_никола_*
  • Гости

Отправлено 09 Август 2016 - 16:17

Зиновьев А.А.

"...Ты станешь мудрТы сам найдешь ответДля никому не нужного урока..."

 


  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных